Публикации

Пешком по пути Иисуса Христа. Путевые заметки [+Видео]

Пешком по пути Иисуса Христа. Путевые заметки [+Видео]
Дата:
28.02.2020
Все публикации автора
Автор:
Татьяна Лебедева

Версия для печати

Добавить на Яндекс

С 17 по 24 ноября 2019 года состоялась необычная паломническая поездка в Израиль, инициатором и организатором которой явился протоиерей Александр Прокопчук, клирик храма Трёх Святителей на Кулишках в Москве, старший преподаватель, лектор кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, при активном участии Московского международного паломнического центра «Покров».

Необычность поездки состояла в том, что группе паломников из России предстояло впервые пройти пешком по пути Иисуса Христа от Назарета до Капернаума. Была набрана группа — 51 человек, среди которых два священника, один диакон, один монах, трое детей, молодёжь, мужчины, женщины, трое из которых — участники Клуба любителей крестных ходов из Набережных Челнов.

Начну все по порядку.

17 ноября прилетаем в Тель-Авив. Здесь тепло по-летнему. В аэропорту нас встречает наш гид Геннадий, затем на автобусе доезжаем до города Назарет, располагаемся в гостинице. Ужин, знакомство. Первая совместная молитва с батюшкой — вечернее правило. С вечера запасаемся питьевой водой — купили её в магазинчике рядом с гостиницей. С собой в дорогу на завтра укладываем вещи в маленький рюкзачок: сухой паёк на перекус, воду, медикаменты, гигиенические принадлежности, дождевик, ветровочку на всякий случай, запасные носки, кто-то берёт палки для скандинавской ходьбы. Волнительно, предчувствие чего-то интересного, необычного, на душе светло и радостно — ведь мы приехали на Родину Иисуса Христа.

18 ноября — первый день пешего хода. Утренние молитвы, завтрак. Нам всем раздают рации, чтобы лучше было слышно отца Александра во время чтения Евангелия и проповеди, и экскурсовода-проводника Геннадия во время движения и на остановках. Он является ещё археологом, знает несколько языков — свободно общается с местными жителями. Замыкающим у нас идёт охранник из местных жителей — араб. Время от времени Геннадий переговаривается с ним по рации. На них лежит большая ответственность за здоровье и безопасность членов нашей паломнической группы.

Наше пешее путешествие по пути Иисуса Христа начинается с города, где Иисус жил со своими родителями. Идём по Назарету. Проходим по узким улочкам, потом — через местный рынок. Тут надо сделать пояснение: рынок здесь — это и есть улица, по обе стороны которой расположены торговые палатки, товар выставлен прямо на улице. На рынке продают всякую всячину: посуду, одежду, обувь, фрукты, овощи, зелень, оливки свежие, вяленые и солёные. Выходим на улицу, идём дальше. Заходим в храм Архангела Гавриила.

Геннадий рассказывает: «В этом месте, по преданию, Архангел Гавриил первый раз явился Деве Марии у источника, который находился за деревней. К этому источнику за водой ходили все, только в XIX веке дома достигли этого источника, а раньше Назарет был маленькой деревней в несколько десятков домов, поэтому мы читаем в Евангелии от Иоанна о Мессии «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 2, 41-46).

В апокрифическом Евангелии детства говорится, как Иисус разбил кувшин и принёс воду в половнике. Местный правитель отменил все дискриминационные вопросы, касающиеся религиозных меньшинств. При нем Галилея расцвела. В 1750 году построен православный храм, нехарактерный по планировке — алтарь справа, так как прямо расположен источник. По местной легенде священник попросил для постройки храма землю такого размера, чтобы она вошла в верблюжью шкуру. Разрезал шкуру на полосы, разметил участок и на этом месте построил храм. Сейчас население Назарета 80 тысяч человек, здесь в основном живут арабы-мусульмане. 3% населения — христиане, из них две трети являются православными. Слово «Назарет» имеет два значения: поросль или страж. Раньше здесь стояли сторожевые башни — таким образом наблюдали за Туранской долиной».

Тихонько спускаемся в средневековую крипту.

Отец Александр читает отрывок Евангелия от Луки о Благовещении Девы Марии, подробно объясняет суть прочитанного текста. Для того чтобы Бог воплотился, нужно было свободное волеизъявление Девы Марии. Бог никого никогда не принуждает. Всё должно происходить по свободной воле. На благовестие Архангела Гавриила Она даёт согласие: «се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Затем мы идём в католический храм — в базилику Благовещения, где находился дом Иосифа и Девы Марии. Сейчас место дома огорожено и находится внутри базилики уровнем ниже в центре на видном месте. Геннадий нам поясняет: «По преданию здесь Архангел Гавриил явился Марии во второй раз».

Выйдя из базилики, проходим по галерее, где на стенах находится множество изображений Божией Матери разных наций и народностей. Тут прослеживается интересная закономерность: у каждого народа лик Божией Матери изображён с характерными национальными чертами. Например, у японцев Она изображена с узкими глазами.

Далее посещаем место старой синагоги, где сейчас находится католический храм (XII век). Здесь Иисус первый раз вышел и зачитал отрывок из Священного Писания пророка Исайи об исполнении обетования о приходе Мессии, что настало Его время, то есть о Себе (Лк. 4, 16-29).

Геннадий продолжает рассказ:

«После возвращения из Вавилонского плена для евреев был организован ликбез — все поголовно учились грамоте. В синагоге любой мог выйти и публично прочитать текст недельного отрывка из Священного Писания. Когда Иисус прочитал известный отрывок, то соотечественники Его не поняли, сказали примерно так: «Ты кто такой, рос вместе с нами, работал бок о бок, а теперь ты вроде как Мессия?» Не поверили Ему и выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, чтобы свергнуть Его с горы (Лк. 4, 16-29). Это такой трагический момент в жизни Иисуса — с этого времени он ушел из Назарета и больше никогда сюда не возвращался. «И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском» (Мф. 4, 13).

Выйдя из храма, поднимаемся вверх по лестнице на гору. Геннадий показывает нам рукой и поясняет: «Позади нас видно гору Кармель, а также гору Свержения. Отсюда же видна гора, на которой погиб царь Саул».

Выходим из Назарета и направляемся на север. Идем по пустыне. Кругом лежат разные камни: повыше, пониже, между ними растут низенькие ужасно колючие растения, и что более удивительно — цветут крокусы, казалось бы, в этой безжизненной пустыне — они мне напоминают наши подснежники, цветущие среди пока ещё безжизненной снежной природы. Хотя, пустыня живёт своей жизнью. В подтверждение этому факту видим на камне живую черепаху размером с ладошку. Она греется на солнышке.

Спускаемся в долину города Циппори.

Геннадий продолжает: «Видим издалека: два холма и башня посередине — это огромный город Циппори — древняя столица Галилеи. Циппори от слова «птичка», возможно сидящая на холме, как написано в Талмуде. Там находятся шедевры мирового уровня: театры, мозаики, башня времен Христа, построенная Иродом, фундамент башни был построен еще до Христа. Осталось немного построек со времён Христа, всё в основном было разрушено. Город Циппори был заселён ещё в эпоху Израильского царства (VIII-II век до Р.Х.) Мы находимся как раз на территории Израильского царства. После смерти Соломона царство раскололось на 2 части. На юге его династия правила в Иерусалиме — иудейское царство, а десять колен Израилевых жили на севере, здесь, где мы сейчас находимся, в Галилее. Город Самария — столица Израильского царства.

В Циппори был дом Иоакима и Анны, родителей Девы Марии, бабушки и дедушки Иисуса Христа. Также у них был дом в Иерусалиме. У многих состоятельных людей было по два дома: один из домов находился где бы то ни было, а другой — в Иерусалиме. На большие праздники Иерусалим заполнялся множеством паломников — население увеличивалось в 8-10 раз, поэтому покупали себе дома, чтобы было место, где можно было остановиться на время праздников.

В Циппори стоит ныне восстановленная церковь XII века, времён крестоносцев. В эпоху Христа в городе бурно шло строительство: строили театры, амфитеатры, огромные каменные аллеи с крытыми колоннадами, поэтому туда ходили на работу Иосиф с Иисусом, так как работы в маленьком Назарете не было. Полтора часа ходу. Они ходили как раз по этой дороге, по которой прошли мы».

Останавливаемся на привал у источника, недалеко от города Циппори. Геннадий предупреждает: «Можно умыться, ноги помыть, но пить нельзя — вода непригодна для питья». Затем он рассказывает нам о событиях минувших лет:

«Июль 1187 года — это начало конца иерусалимского королевства крестоносцев, отсюда вышли 30 тысяч крестоносцев и в течение двух дней все погибли. Здесь, у источника, останавливались Людовик девятый святой, Наполеон стоял, кто только не останавливался в этой долине — ибо здесь перекресток дорог, здесь есть вода, и рядом расположен город Циппори».

Мы умылись, посидели, отдохнули, немного подкрепились. Пока мы отдыхали, в воде увидели то ли ондатру, то ли водяную крысу, которая бесстрашно плавала перед нами и даже выходила на берег.

Встаём с привала, идём в сторону Каны Галилейской. Тихонько про себя поём Иисусову молитву. Дорога идёт по лесу, поэтому тут не так жарко, как на открытом пространстве.

15 часов пополудни, идём лесом мимо арабской деревни, тихо, не шумим, чтобы не беспокоить и не провоцировать местных жителей — мусульман.

Можно молиться только про себя. Слышно, как блеют овечки. Видно, как ходят лошади.

Далее идём через оливковую рощу. Я решила попробовать на вкус плод с дерева — он оказался ужасно невкусным, более того — горьким и жгучим. Вот уж не ожидала! Оказывается, для того чтобы оливки приобрели хорошие вкусовые качества, их надо отмачивать в проточной воде 3-4 дня. Но мы этого не знали.

Местное время — 16 часов. Идём по римской дороге XVI века. Уже видно Кану. Начинает немного смеркаться, заходим в Кану Галилейскую. В первый день пешего хода прошли почти 14 км.

Вечером в Кане, пока ждали автобус, нам показали мечеть — место захоронения пророка Ионы, который за непослушание Богу пробыл во чреве кита три дня и три ночи (Книга пр. Ионы).

Садимся в автобус, едем в гостиницу в Назарет.

Ужин. Вечернее молитвенное правило. Надо спать, набираться сил для завтрашнего дня, но не спится. Перед глазами наш путь: пустыня, камни, спуски, подъёмы, колючки, чудесная погода, синее небо…

19 ноября 2019 года — второй день пешего хода. После утреннего молитвенного правила и завтрака освобождаем номера в гостинице в Назарете. Садимся в автобус, нам предстоит путь обратно в Кану Галилейскую, где вчера завершили свой пеший путь. Едем недолго, выходим из автобуса. Идем по Кане Галилейской. На улице плюс 22 градуса, солнечно. Купили себе соки, воды. Надо постоянно пить, так как климат здесь сухой и организм быстро обезвоживается. Если не соблюдать питьевой режим, то последствия могут быть непредсказуемыми.

Мы находимся в Кане, в греческой православной церкви Первого Чуда, где Иисус Христос претворил воду в вино. Заходим в католическую церковь Венчания, где была свадьба с участием Иисуса Христа и Божией Матери.

Геннадий рассказывает: «Наверху здания две башни символизируют жениха и невесту. В наше время некоторые супружеские пары специально приезжают сюда венчаться. Внутри здания следы раскопок — за стеклянным ограждением видны каменные стены древнего дома. Огромные водоносы из камня. Популярным был камень, он считался чистым, потому что на каменных скрижалях были написаны 10 заповедей, поэтому используют камень для водоносов и для сосудов для выжимания оливкового масла».

Мы смотрим на все это своими глазами: на раскопки, старинные стены, огромный каменный водонос.

Выйдя из церкви Венчания направляемся в магазин, где продаются иконы, церковная утварь, разные специи, соусы и всякая всячина, а самое главное — вина разных сортов. Как объяснил нам Геннадий, израильские вина ценятся на мировом рынке. По качеству они даже лучше, чем итальянские и французские. Продавцы в этом магазине говорят по-русски. Получилось, как логическое завершение нашего пребывания в церкви Венчания: мы тоже на брачном пире — нам на дегустацию дали разные сорта вин, сыр, лепёшки с разными соусами. Всё очень необычно, но вкусно.

После дегустации покупаем вина, специи, сувениры. Все покупки оставляем в автобусе, дальше идём пешком.

Идём на восток по Туранской долине. Проходим по арабской деревне близ Каны Галилейской. Смотрим, как собирают оливки: на землю постилают материал, затем специальной палкой сбивают оливки с дерева. В этой деревне хорошие дома, красивые дворы, некоторые с зеленым газоном, много цветов в горшках, у заборов цветущие кустарники. Много плодовых деревьев с мандаринами, лимонами и апельсинами. Слышно, как кричит петух, бегают кошки, лают собаки, бегают дети. Мы здороваемся с местными жителями-арабами. Они улыбаются и тоже здороваются с нами. Все как в обычной деревне, только здесь кругом камень. Изредка проезжают машины, квадроциклы.

11часов 15 минут. Всё это время поднимались на гору, теперь спускаемся. Кругом растут пальмы, экзотические кустики, кипарис, туя. Всё очень необычно и всё красиво, как в сказке, но я не хотела бы здесь жить — слишком много камня. Нам, россиянам, привычнее зелёные леса и луга с сочными травами.

Выходим из деревни, идём полем. Слева камни, справа склон с оливковыми деревьями, рядами стоят зелёные насаждения, возможно тоже оливки. Рядом с дорогой стоит мандариновый куст с множеством созревших плодов. Внизу долина. Подальше опять склон с другими растениями. Чудесный край — глаз не оторвать, такая ширь, такая мощь!

Выходим к автомобильной трассе.

Геннадий показывает нам древний перекрёсток римских дорог и то место, где летом 1187 г. погибающей армией крестоносцев был спрятан и более не найден Честной Крест Господень: «Крестоносцы спрятали Крест ночью на стоянке перед схваткой с мусульманами. Там много ям, колодцев — Крест искали, но так и не нашли».

Наша группа пересекает трассу. Водители приветствуют нас — сигналят. Мы им тоже машем руками.

16 часов. Привал у кафе «Мухтар». Отдыхаем, пьём кофе, воду. Кто-то сидит, кто-то лежит, некоторые стоят, привалившись к дереву. Солнечно, дождя не было, тепло. Возле нас ходит кошка-инвалид, дети играют с ней. Жалко её — где-то она потеряла нижнюю часть задней лапы. Немного отдохнув, идём по обочине трассы, далее — по сосновой роще, на земле валяются огромные шишки. Мы их подбираем, любуемся. Так и хочется набрать целую корзину и, вернувшись домой, всем подарить по шишке на память о Святой Земле, но это невозможно, так как чемоданы у нас не безразмерные, да ещё в аэропорту есть ограничение веса багажа до 23 кг. Двигаемся дальше, спуски-подъёмы… Галилея так и переводится — волны. Ландшафт и вправду похож на волны: то спуск, то подъём. Идём на запад в Тиверию (Тивериаду).

Геннадий рассказывает: «Иисус Христос шёл по этим же местам, так же думал — где Ему лучше пройти: по римской ли дороге или по той дороге, по которой прошли мы с вами. Он уходил из Назарета один, а в Кану пришел уже с учениками, с мамой.

Мы завершили свой пеший переход второго дня, пришли до селения Лави недалеко от города Тиверии. Прошли 15 с лишним километров. В автобусе по пути в гостиницу отец Александр нам рассказал о чуде претворения воды в вино в Кане Галилейской, объяснил значение этого чуда, которое состояло в том, чтобы привести учеников к вере.

В Тиверии (Тивериаде) нас, 19 человек, поселили в отеле La Perla (Жемчужина), остальных — в отеле Berger. Вечером была возможность искупаться в термальном бассейне с минеральной водой. За ужином один из паломников Андрей угостил всех вином, купленным в Кане Галилейской, все поближе познакомились, пообщались.

Для вечерних молитв мы быстренько соорудили иконостас над табличкой в коридоре возле лифта. У каждого с собой были ламинированные иконки, у Татьяны из Ижевска был большой крест. Иностранные паломники с пониманием отнеслись к нам, ведь они тоже приехали в Израиль, чтобы поближе увидеть Святую Землю, на которой жил и проповедовал Иисус Христос.

20 ноября 2019 года — третий день пешего хода. Мы с Татьяной встали в 5 утра, ходили на гору близ Тивериадского (Галилейского) моря, встречали рассвет, фотографировались. Обычно подъём у нас позже, но сегодня специально встали пораньше, чтобы встретить рассвет над Тивериадским морем. В 7 часов — утренние молитвы, в 7.30 — завтрак, в 8 часов выдвигаемся из гостиницы.

Утром на автобусе опять едем на то место, где завершили свой пеший ход вчера — в Лави близ Тиверии. Из окна автобуса слева от нас видно гору Фавор, где было Преображение Господне перед Его крестными страданиями. Выходим из автобуса. Идём по грунтовой дороге по полю. Тепло солнечно, дует небольшой ветерок.

9 часов 25 минут. Идём по Туранской долине на восток. Слева и справа — вспаханные поля.

Геннадий посвящает нас в агротехнические тайны местных земледельцев: «Поле сначала засеивают, затем накрывают специальной плёнкой, сделанной из удобрений (похожа на целлофановую), чтобы удержать влагу в почве. Когда через плёнку проклёвываются росточки, то эта плёнка начинает растворяться и тем самым удобряет почву». Это такое «ноу-хау».

Сама почва усыпана камнями: так среди камней и растут различные культурные насаждения. Видно множество кусочков той самой плёнки, которая ещё не успела раствориться. Проходим мимо очень интересного дерева на краю поля. Ветви раскинуты на несколько метров, а под кроной, словно под крышей дома находится место отдыха местных земледельцев и пастухов. Такое ощущение, что через эти густые ветви не проходит даже дождь. Жаль, что не спросила у Геннадия, как называется это дерево.

Идём параллельно высоковольтной линии уже по другому полю, которое усыпано мелкими камнями — как тут пашут и сеют для нас непонятно, видимо у них есть специальная техника. Везде растут ужасные колючки, те самые плевелы. Они цепляются за ноги, за одежду, царапаются, поэтому приходится внимательно их обходить. Справа от нас, как нам показалось, прямо в поле расположен интернат для девочек. Увидев издалека нашу группу через забор, они кричат нам, машут руками, мы их тоже приветствуем — машем руками.

Доходим до поля, где велись раскопки, останавливаемся, группа подтягивается ближе к Геннадию. Он начинает свой рассказ: «Здесь находили много кремниевых орудий. Они были оставлены во время боевого марша. Их бросали, прятать времени не было, просто сверху закидывали камнями и уходили.

На поле среди камней встречаются черепки от глиняных сосудов. Видно, что они обработаны человеческими руками. Это явно говорит о том, что здесь был какой-то город, который ушёл под землю, — руины древнего библейского города эпохи царей ханаанских и иудейских, арена многих древних сражений. Раскопки здесь не ведутся». Теперь здесь после сбора урожая спокойно пасутся коровы, везде видны следы их пребывания.

Мы находимся на возвышенности, поэтому немного прохладно, дует ветер. Отсюда хорошо просматривается вся окрестность. Геннадий показывает нам рукой, где что находится: «Туранская долина, Гранатовая долина, слева на горке — Кана Галилейская, а за горой — Назарет. Город Циппори находится на дальнем склоне горы, отсюда видна городская башня. Если говорить о пути Христа, то Он спускался из Назарета, шёл в Циппори, место где жили Иоаким и Анна, там Его родовое гнездо — земля, дом, место работы Его отца Иосифа. Затем спускался в долину и дальше шёл или по римской дороге, или по той дороге, по которой сейчас прошли мы. Этого точно мы не знаем, потому что Евангелие не является путевыми заметками, там не указывается точный маршрут передвижения Христа. Тексты Евангелия имеют другую цель — проповедь учения Христа. Тема дороги — это те места, где Он проповедовал, а мы уже можем, зная события из Евангелия, отследить очередность их географического расположения. Можем изучить топографию, идя своими ножками. Это называется святой георгафией или священной георгафией. Здесь происходили события Священной истории. На этих дорогах, маленьких реках Господь открывался людям в неких событиях в Евангельскую эпоху».

Идём дальше. Видны отроги Хиттинские. Останавливаемся на поле колосков, где Иисус кормил учеников в субботу (Мф. 12, 1-8). Отец Александр читает отрывок из Евангелия, объясняет значение субботнего дня, говорит о грехе осуждения ближних, исходя только из собственных субъективных заключений происходящего. Напоминает нам, что суд Божий бывает совсем иным, поэтому надо всегда остерегаться судить своих ближних.

Урожай с этого поля уже убран, но поле ещё не вспахано, поэтому мы ищем и собираем оставшиеся колоски на память о путешествии по Святой Земле. Проходим ферму с коровами и телятами.

Геннадий продолжает свой рассказ: «Это место почиталось до XIX века местом Нагорной проповеди. Также это место боя, это древний город. Средняя бронза XIX-XVI вв. до Р.Х. — это вторая эпоха строительства городов. Здесь Саладин уничтожил армию Иерусалимского королевства крестоносцев. Здесь убивали паломников в средние века целыми группами. Здесь недалеко стояла деревушка Немрин, где жили ткачи. Со стороны Немрина подожгли траву. Это поле так и до сих пор, спустя 800 лет, называется «Сожженное поле». Здесь вступили в бой крестоносцы с мусульманами. Мусульмане ждут их на подъёме, крестоносцы рвутся к этой горе, под которой находится источник. На этом участке завершается существование Иерусалимского королевства крестоносцев. Все местные жители помнят, что здесь шли сражения крестоносцев с мусульманами. В результате этого боя крестоносцы были побеждены.

4 июля каждый год на этой горе собирается большое количество мусульман, они здесь отмечают победу, которая повернула присутствие европейцев на Ближнем Востоке в другую сторону». Геннадий нам показывает рукой: «далее идёт Ливан, дальняя гора — это гора Ермон, на которой находится горнолыжный курорт, у подножия горы из трёх потоков река Иордан соединяется в один поток. На горе Ермон (около 3000 метров над уровнем моря) сходятся границы Израиля, Сирии и Ливана.

Там находится Кесария Филиппова, где жила Вероника, которая исцелилась, прикоснувшись к Христу. Там начинается история Преображения, когда Господь спросил Петра: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16, 16). Оттуда они шли до горы Фавор (9 дней ходу). Справа Голанские высоты — это платформа, подъём вдоль всего озера Галилейского, даже длиннее озера раза в три.

Здесь семь климатических зон. Когда выпадает снег, то жители поднимаются на гору, чтобы поваляться в снегу. Бывает снег по колено и лежит он целую неделю. Деревья падают, провода рвутся, люди без электричества сидят. Два года подряд такое было в Иерусалиме. Деревья здесь вечнозелёные, их не привыкли рубить перед зимой, поэтому при снегопадах они ломаются и падают».

Пока слушаем Геннадия, наблюдаем за тем, как летят перелётные птицы на юг. Их много — стаи пролетают друг за другом. Мы, конечно, с удивлением смотрим на происходящее, у нас столько эмоций, столько восторга — ведь раньше никогда не приходилось видеть столько птиц сразу. Тут Геннадий, прервав свой рассказ, начинает нам прояснять ситуацию с птицами, вернее напоминает: «Израиль — это полоска плодородной земли (полумесяц) между Средиземным морем на Западе и Пустыней на Востоке. Это такой коридор миграции людей, культур, между Евразией и Африкой, а также коридор для перелёта птиц из Азии в Африку по долине. Там, где находится гора Ермон, и справа горы, и слева горы, также есть долина, где протекает Иордан до впадения в Галилейское море. Птицы летят один сезон в одну сторону, а затем обратно из Африки летят через Израиль. Поэтому здесь расположены международные станции наблюдения за птицами, сюда приезжают известные орнитологи. Бывает временами все склоны вдоль дорог покрыты птицами разных видов — они садятся, чтобы передохнуть, подкрепиться, а затем летят дальше. Здесь охота строго регламентирована, местным жителям по лицензиям разрешается охотиться на кабанов, дикобразов».

Направляемся в сторону горы — Хиттинские отроги — это жерло старого вулкана. Подходим к подножию горы. Далее путь в гору перегорожен колючей проволокой и стоит железная калитка, закрытая на замок — это священное место мусульман. Геннадий открывает калитку, идём за ним, поднимаемся на вершину горы. Вновь Геннадий просвещает нас своим интересным рассказом: «Хиттинские отроги издалека очень похожи на рога, видим базальт — это застывшая лава из вулкана. Здесь шли бои крестоносцев с мусульманами».

Сверху прекрасно виден ландшафт на несколько десятков километров — красота завораживающая: внизу населённые пункты из белого камня, ровные очертания полей разного цвета — то зелёные, то коричневые. Издалека виднеется Галилейское море. С погодой нам повезло: солнечно, безоблачно, небо голубое-голубое. Все начали фотографировать окружающую местность и себя на фоне этой красоты.

С вершины Геннадий показывает нам Голубиную долину, рассказывает о пути Христа из Назарета в Капернаум: «В Магдалу и Капернаум все ходили через это ущелье, других вариантов не было однозначно. Это ущелье выходит прямо в Магдалу, на побережье Галилейского моря. Справа на склонах гор ущелья — крепость, укрепления. С вершины Хиттинских отрогов виден даже Капернаум, конечная точка нашего путешествия — виден храм Двенадцати Апостолов. Мы идём как раз по участку, который постоянно упоминается в Евангелии. Все события происходили на участке от города Тиверии до впадения Иордана в Галилейское море. В Тиверию, языческий город, Христос не заходил ни разу.

Земля Гадаринская (Гергесинская Мф. 8, 28) находится напротив, на другом берегу Галилейского моря. Там есть место, называемое Курси, где местные жители-гергесы, выращивали свиней для римского войска. Когда Господь изгнал бесов из Гадаринского бесноватого, то они вошли в этих свиней и стадо устремилось с крутизны в Галилейское море» (Мк. 5, 1-13). По случаю упоминания стада свиней, Геннадий рассказал нам забавный случай из своей экскурсионной жизни: «Как-то спросила у меня одна паломница: «А где Господь потопил поросят?» Пришлось немного поразмыслить, чтобы понять, о чём идёт речь.

Ещё раз напоминаю: гора, на которой мы находимся, считается местом Нагорной проповеди. Точного места Нагорной проповеди не знает никто. Раньше мусульмане разрешали ходить христианам только по определённым местам, поэтому есть другие чисто символические места нагорной проповеди, которые почитаются христианами».

Геннадий показывает нам вдалеке Голубиное ущелье (Граница между Евразией и Африкой). Оно похоже издалека на брешь в горном массиве — как- будто кто-то ковшом экскаватора убрал часть горы. Но, забегая вперёд, скажу, что так казалось только издалека, а когда мы подошли туда поближе, чтобы пройти через ущелье, то увидели такие грандиозные масштабы, что про экскаватор уже и не вспоминали.

Поднимаемся ещё немного до самой вершины горы. Здесь отец Александр читает Евангелие, объясняет смысл Нагорной проповеди Христа. Все внимательно его слушают. Стоя на вершине горы в чудесную солнечную погоду, видя всю окружающую местность на десятки километров, невольно проникаешься словами прочитанного Евангелия и при попытке осознать, что Сам Господь проповедовал здесь, становится немного не по себе — охватывает трепет и волнение. Это воистину незабываемые моменты.

Затем осторожно спускаемся с другой стороны горы, так как спуск очень крутой. При спуске находим небольшие кусочки застывшей лавы, берём себе на память о месте Нагорной проповеди. Затем идём обратно около 700 метров на запад к источнику с чистой питьевой водой. Проходим аллею с финиковыми пальмами (финики лежат прямо на земле под пальмами), со средиземноморскими дубами с огромными желудями, которые покрыты мохнатыми шапочками (шапочки тоже лежат на земле). Кругом цветут розы и высокие разноцветные кусты с цветущими ветвями до земли. Эта местность, похожая на райский уголок, называется Наби Шуеб. Здесь находится могила Иофора, тестя Моисея.

Мы немного отдыхаем, пьем свежую ключевую воду, набираем с собой и идём дальше опять на восток по Голубиной долине. Проходим по деревне. Дворы у всех открытые — нет сплошных заборов, всё на виду: детские площадки, бассейн, места отдыха с креслами и столами, кругом цветы. Далее идём мимо мандариновой плантации. Деревья зелёные, ряды ровные — очень аккуратные, как по линеечке.

Теперь наш путь лежит через Голубиное ущелье. Чем ниже спускаемся в сторону ущелья, тем больше охватывает чувство величия Божия — с обеих сторон такое великолепие, такие мощные горы! Дух захватывает! И мы, маленькие человечки, пробирающиеся по камушкам, среди колючих кустарников по стопам Иисуса Христа. Он много раз ходил через это ущелье. Хочется только молчать, молчать и молиться про себя: Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Не верится, что мы идём по тем же камушкам, на которые наступали Твои стопы. Помоги и нам ходить только Твоими путями, не сворачивая с неё в страну далече… (См. Лк. 15, 11-13).

Уже вечереет, скоро зайдёт солнце и быстро стемнеет. В гористых местах на юге обычно так быстро темнеет, как будто выключили лампочку. Как нам объяснил Геннадий, оставаться после захода солнца в этом ущелье небезопасно, так как наступает кромешная тьма, неба не видно и выбираться отсюда очень сложно из-за колючих кустарников и неровной дороги. Тут надо заметить, что за время нашего путешествия мы заметили одну интересную вещь: почти все растения — к чему только ни прикоснись, всё колется: кустарники повыше, кустарники пониже, какие-то травы, даже низкие растения под ногами и то колются, не говоря уже о кактусах. Наши паломники укалывались до крови, благо с собой были медикаменты. Пробираемся по ущелью: под ногами камни разной величины и формы, есть круглые белые, серые. Слева гора Нетай, справа гора Арбель. Проходим мимо огромных валунов, оторвавшихся от горы и скатившихся на дно ущелья. Хорошо, что дно ущелья не совсем узкое, а то эти глыбы могли бы перекрыть дорогу. Мы их обходим, также стараемся не касаться колючих кустарников, но челнинка Людмила всё равно ранит себе палец до крови. В рюкзаке находим йод, лейкопластырь, заклеиваем рану, идём дальше. По дну ущелья в некоторых местах протекает мутный ручеек, нам несколько раз приходится переходить воду, наступая на камни. Некоторые камни стоят неустойчиво, поэтому мы предупреждаем следующих за нами паломников, чтобы они переходили внимательно и осторожно. В таких местах запросто можно подвернуть ногу. У кого были палки, они им очень здорово пригодились.

Время от времени останавливаемся, ждём остальных, перекликаемся, чтобы понять, что все идут и ничего не случилось позади группы, так как видеть всех нет никакой возможности из-за кустарников и изгибов ущелья. Уже темнеет, в кустах что-то шебуршит и по мычанию мы понимаем, что это корова, но саму её мы не видим в сумерках. Почему-то она не пошла домой вовремя, а может здесь же и ночует. Сие нам неведомо.

Уже стемнело, доносятся звуки вечерних молитв мусульман из Магдалы, значит скоро конец ущелья. Видно, как идущие за нами паломники в конце колонны включили свои фонарики, чтобы легче было идти. Обычно после сложных переходов, после привалов пересчитываем всех паломников из группы. Слава Богу, из ущелья вышли вовремя, все без потерь. Сегодня тоже прошли около 15-ти километров.

После трудных переходов уставшие, но безмерно счастливые стоим, ждём автобус. Он появляется из темноты как корабль спасения. С удовольствием плюхаемся на свои места, едем в гостиницу в город Тиверию. Нам объявляют о планах на завтрашний, не менее счастливый день. Пока едем до гостиницы успеваем вздремнуть — надо набраться сил на вечер. Мы на Святой Земле — следует каждую минуты проводить с пользой.

Ужин. Вечернее молитвенное правило. Сон.

21 ноября. Сегодня праздник Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. После утреннего молитвенного правила и завтрака наша группа на автобусе выдвигается в сторону реки Иордан для омовения в её священных водах. На это мероприятие у нас уходит более двух часов. Вода в этом месте Иордана, где купались мы, чистая и прозрачная настолько, что виднеются рыбы. Что удивительно, одна рыба довольно крупного размера выпрыгнула из воды и попала в фотокадр. Все были просто счастливы.

После купания в Иордане, пока едем в автобусе в Магдалу, на то место, где вчера вечером закончили свой пеший путь, Геннадий успевает нам рассказать много интересного: «Раньше паломникам, чтобы попасть в Иерусалим приходилось дважды переправляться через Иордан: у Енома близ Салима и в Вифаваре возле Иерихона. Поэтому в этих местах проповедовал и крестил в покаяние Иоанн Креститель». Проезжая мимо горы в Тиверии, Геннадий показывает то место на горе, где находился дворец Ирода Антипы — его резиденция: «Как раз в этом дворце танцевала Саломия, дочь Иродиады, которая затем попросила голову Иоанна Крестителя (Мф. 14, 1-12). Там видны пещеры — ведутся раскопки. В этом месте Галилейское море именуется Тивериадским морем. Глубина его достигает 47-50 метров, наполняется водами тающих ледников и водой реки Иордан. В Древней Тиверии до сих пор сохранились части стен из базальта (цвет тёмно-серый)». Проезжая мимо, мы видели остатки этих стен, построенные крестоносцами в XII веке.

По прибытии в Магдалу, заходим в археологический парк с древними руинами, где отчётливо видны улицы, дома, а в домах — проёмы для окон и дверей, комнатные перегородки. Эти здания были построены тоже из базальта, в то время уже применяли цемент.

Идём по набережной древнего причала. Наш гид продолжает: «Это порт Магдалы, раньше море было шире, потом вода отступила. Мы идём по бывшему морскому дну. Видны ямы — это бассейны для хранения живой рыбы. Здесь её солили на экспорт.

Все паломники из Галилеи, Капернаума шли здесь, потом поворачивали и шли по Голубиному ущелью, где мы закончили свой путь вчера вечером. Также заходили к источнику возле могилы Иофора, чтобы утолить жажду, отдохнуть, туда же, где мы с вами были вчера».

После причала мы заходим в католический храм св. Марии Магдалины. В храме устроены сидения, на стенах висят иконы. На месте алтаря стоит огромная лодка с мачтой и вёслами. Геннадий рассказывает: «Во время засухи, когда вода сильно отступила от берегов, местный крестьянин обнаружил на дне моря деревянную конструкцию. Это была лодка эпохи Христа (лодка датирована серединой I века). Это единственный случай в мире, когда дерево сохранилось в пресной воде. Лодку поместили в бассейн, консервировали десять лет. Затем поместили в музей».

Отец Александр читает отрывок из Евангелия, где Иисус явился Марии Магдалине после Своего Воскресения (Ин. 20, 11-18). Пропев величание св. Марии Магдалине, все выходим из храма.

Затем уже пешком выдвигаемся по намеченному маршруту. Пройдя метров 300 по трассе, приходим к Голубиному ущелью, где вчера вечером закончили путь. Перед нами снова гора Арбель и гора Нетай.

Идём через плантации манго, апельсинов, лимонов, мандаринов. Деревца сочно зелёного цвета, небольшие — высотой около двух метров. Нам объяснили, что через плантации надо проходить быстро, ничего не трогать. Все владения здесь частные, и если что, то можно получить пулю с солью в известное место. В некоторых местах переходим через колючие проволоки. Предупредили также, что проволоки могут быть под электрическим током, поэтому нужно перешагивать очень осторожно.

Погода сегодня жарче обычного, возможно ближе к 30 градусам. Мы идём полями, по грунтовой дороге, через деревни. В начале одной деревни увидели навес с большими тюками соломы. Тюки были складированы под самую крышу. Решили устроить привал рядом с навесом — отдохнуть, перекусить. Но недолго нам пришлось сидеть, приехал араб на белой машине и стал что-то кричать на своем языке. Геннадий попросил нас покинуть это место, объяснив тем, что хозяин переживает за сохранность соломы, т.к. погода сухая жаркая, а у нас большая группа людей — мало ли что может случиться. Мы думаем, что он совершенно прав, и быстренько уходим подальше от частной собственности.

Утром и вечером нас кормили в отеле, а на дневные переходы у каждого в рюкзачке были свои сухие пайки и необходимый запас питьевой воды на день. В самом начале нашего пешего путешествия Геннадий провёл с нами беседу о необходимости обязательного соблюдения питьевого режима, так как климат здесь сухой и жаркий. Организм европейцев быстро обезвоживается, и люди начинают падать в обморок. Коварность этой ситуации состоит в том, что сам человек при этом не чувствует жажду и соответственно не пьет, а надо регулярно маленькими глотками пить воду. Итак, в течение дня нам приходилось брать с собой и пить по 3-4 литра воды (воду покупали в магазине, так как из водопровода нам не разрешили пить). Иногда Геннадий останавливал нас и просил сделать несколько глотков воды.

После обеда мы долго идём через банановые плантации, которые сверху, как крышей, закрыты сеткой из лески, а сами плоды обвязаны синей плотной полиэтиленовой плёнкой. Оказывается, эти плоды бананов склёвывают птички-колибри, и естественно портят товарный вид, поэтому их так обвязывают.

В одном месте слева на склоне Геннадий показывает нам старую мельницу для сахарного тростника. Мы идём по римской дороге, затем идём по дебрям бамбуковых тростников, словно через туннель, на пути встречаются папоротники, высокие кусты, обильно усыпанные плодами, похожими на ежевику, но красного цвета. Бамбук растёт настолько часто, что зайти в эти дебри шансов не будет никаких, а высота его более трёх метров. Идём «козьими тропами», через какие-то кустарники, затем переходим через небольшой туннель под автомобильной трассой и опять выходим на поля. Геннадий сказал, что мы только что прошли самые страшные места за время нашего пешего хода — люди здесь реально пропадают. Мы знаем, что идём за Христом и со Христом, поэтому уверены, что всё будет хорошо. Ещё с нами идёт охранник из местных жителей. Он сопровождает нас во все дни нашего пешего хода — идёт в конце замыкающим. А впереди всегда идёт Геннадий. Обгонять себя он не разрешает и правильно делает — заблудиться в этих местах можно в два счёта. По его разрешению мы иногда его обгоняем для того, чтобы сфотографировать группу с некоторого расстояния, и то забегать далеко вперёд нам непозволительно.

Чтобы здесь не заблудиться, разные маршруты обозначены камнями, на которых красками начертаны стрелки или соответствующие знаки для того, чтобы сопровождающие гиды-проводники были уверены, что они идут по своему пути. Но этих камней не так много, обычно они стоят на перепутьях, или в дебрях прямо в траве, поэтому мы, идя за Геннадием, тоже несколько раз доходили до знаков, чтобы убедиться в правильности нашего пути и обратно возвращались на свою тропу. Геннадий уже опытный проводник, поэтому от маршрута мы отходили буквально на несколько метров, чтобы проверить знаки в труднопроходимых местах.

На этот раз мы выходим на поля ярко зелёного цвета, издалека замечаем, что крестьяне собирают зелень, похожую на салат «руккола», а может ещё что-то — на расстоянии не очень понятно. Мы им машем руками, здороваемся с ними, они нам отвечают тем же.

Наконец, после 15 часов местного времени (на 1 час раньше Московского) мы выбираемся к берегу Галилейского моря. Сначала идём по большим булыжникам рядом с водозаборной станцией, затем выходим на пляж. Здесь растут высокие пальмы, на которых щебечет множество попугаев. Под кронами пальм, у основания зелёных веток они свили себе гнёзда из веточек и старых листьев пальм. Солнце ещё светит, но уже чувствуется, что закат близко.

Нам разрешают искупаться в Галилейском море. После пройденных километров пути для нас это — настоящее счастье. Берег моря кажется белым, потому что усыпан белыми камушками и белыми ракушками. Дно каменистое, вода пресная прохладная чистая. На берегу сидят местные рыбаки с удочками, но после того, как мы распугали всю рыбу, им пришлось уйти. Вдоволь наплававшись в море, мы направляемся дальше на восток.

Доходим до руин. Геннадий рассказывает о данной местности: «Здесь велись раскопки — сооружения были выкопаны из-под земли — пришлось снять огромный слой почвы. Это был порт во время правления арабских халифов (VIII век, ранний мусульманский период), сюда подходил залив. Это дворец местного губернатора — административно-хозяйственный центр. Планировка здания римская — квадрат по периметру, круговые угловые башни и центральные ворота. Внутри центральный двор, а по периметру — комнаты, комнаты, комнаты. У нас таких центров несколько штук в Израиле: в Иерихоне и в Иерусалиме у храмовой горы». Начинает смеркаться, успеваем сфотографировать красивый закат с пальмами, руины. Вскоре стемнело, и дальше мы идём с фонариками по небольшому склону вдоль автотрассы. Под ногами камни, сухая трава, слышно, как трещат цикады. Тропинки почти не видно из-за сухой травы, поэтому несколько раз приходится проверять знаки на дорожных камнях, чтобы безошибочно пройти по нашей тропке. Оборачиваюсь назад, смотрю: интересное зрелище — наши гуськом друг за другом идут с фонариками. Смотрится загадочно, так как людей не видно, а видны только пляшущие огоньки.

Итак, мы дошли до Табхи — до бухты умножения хлебов. Здесь же находятся семь источников. Сегодня пешком прошли 15 км. На автобусе обратно возвращаемся в отель в Тиверию.

После ужина успеваем ещё поплавать в термальном бассейне с минеральной водой. Итак, сегодня мы купаемся уже в третий раз: утром — в Иордане, после обеда — в Галилейском море, а вечером — в бассейне. Счастье-то какое!

Перед сном вечернее молитвенное правило. После правила нам объявили, что одна наша паломница сегодня вечером обнаружила пропажу своего заграничного паспорта. Потерялся он возможно вчера, а может сегодня где-то на полях или в горах, да ещё с обложкой цвета соломы. Поди, теперь найди его — иголку в стоге сена! Но что невозможно человеку, то возможно Богу. Все встали на молитву, начали читать канон Божией Матери, чтобы нашёлся паспорт. Не успели дочитать до конца, пришло радостное сообщение — паспорт нашёлся. Оказывается, он уже лежал в полицейском участке — целый и невредимый, с деньгами под обложкой. Где и кто его нашёл и принёс в полицию, мы так и не поняли, решили, что Архангел Михаил сам и принёс, ведь сегодня его праздник и на обложке паспорта тоже было его изображение. Чудеса случаются! Слава Богу!

22 ноября. Сегодня нам надо освободить номера в гостинице в Тиверии.

Но тут происходит странное событие. Утром после молитвенного правила начинаем убирать свои иконки с иконостаса и …иконка свт. Николая Чудотворца проваливается между деревянной табличкой и стеной. Достать её мы не смогли, и она так и осталась там в гостинице, на стене в языческом городе Тивериаде, куда Иисус Христос ни разу не заходил. Может святитель Николай сам захотел там остаться, чтобы своим присутствием просветить язычников…

Освобождаем номера в гостинице в Тиверии. Продолжаем своё путешествие. Садимся в автобус, едем обратно в Табху, куда дошли пешком вчера вечером.

По пути из гостиницы в Табху отец Александр вкратце говорит нам о плане сегодняшнего дня, отметив при этом, что мы первые из России прошли пешком по этому маршруту и теперь нас смело можно занести в книгу рекордов Гиннеса.

Возможно, такого путешествия в предстоящем будущем уже не будет. Сегодняшний день обещает быть очень насыщенным. Чтобы зря не терять время, отец Александр уже в автобусе читает отрывок из Евангелия о насыщении пяти тысяч человек несколькими хлебами и рыбой. Затем, как всегда, доходчиво объясняет смысл прочитанного: «Узнав о казни Иоанна Крестителя, Господь хотел побыть один, но увидев множество народа, ходящего за ним, сжалился — они были как овцы без пастыря. Он без всяких упреков отзывается на просьбы учеников, а затем ещё целый день проповедует. Поразительно то, что в течение всего дня ни один человек не встал и не ушёл, все слушали наставления, и уже вечером стали участниками необычной трапезы: «ели и насытились» от пяти хлебов и двух рыб».

Прибыв в Табху, Геннадий сначала показывает нам каменный сосуд, в котором выжимали оливковое масло. Затем заходим в храм «Умножения хлебов и рыб». В центре храма часть алтаря древней византийской церкви, там лежит камень умножения хлебов, на полу — красивая мозаика, сохранившаяся с V века с изображениями растений, птиц, животных, которые водятся в дельте Нила. Также сохранилась мозаика с пятью хлебами и двумя рыбками.

На берегу Галилейского моря рядом с храмом отец Александр продолжил свою проповедь о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14, 13-21).

Затем посетили монастырь, где находятся семь источников. Через монастырь выходим к берегу Галилейского моря. Геннадий поведал нам, что это место по-гречески называется Табха, что означает — семь источников. Семь тёплых источников — это самое рыбное место в Галилейском море. Основная промысловая рыба эпохи апостола Петра водилась именно здесь. Все основные события Евангелия, связанные с Галилейским морем, тоже происходили здесь или недалеко от этого места. Здесь же происходили события после воскресения Христа до Его Вознесения. Воскресший Иисус явился своим ученикам, которые ловили рыбу в море. Здесь же Господь накормил учеников рыбой после чудесного улова, когда они поймали 153 рыбы, затем простил апостола Петра после его троекратного отречения и поручил ему пасти овец.

Стоя на берегу Галилейского моря на древнем причале недалеко от часовни Mensa Christi, обо всех этих событиях читает нам отец Александр в Евангелии от Иоанна (Ин. 21) и как всегда поясняет смысл прочитанного. Пётр после своего троекратного отречения от Христа, трижды услышал от Христа: любишь ли Меня? Таким образом Иисус показал, что простил Петра и более того, дал ему поручение — пасти овец, то есть возглавить Церковь Христову.

В часовне находится огромный камень, на котором Иисус приготовил рыбу и накормил своих учеников после Воскресения. Мы все помолились и приложились к этому камню.

Следующим пунктом нашего пребывания стал город Капернаум. Здесь Иисус провел активную часть Своей земной жизни: отсюда Он уходил на проповеди, сюда же возвращался, сюда Он приходит из Иерусалима. Территория поделена на две части между католиками и православными (XIX век). Мы находимся в католической части, где большая часть раскопана. Найдены интересные вещи: дом Петра, дом собрания, где собирались ученики Христа, синагога, сооружённая в III веке на фундаменте синагоги, в которой проповедовал Христос. Здесь Он говорил о Хлебе небесном (Ин. 6). На месте дома Петра сейчас стоит католический храм, на основании которого под стеклом находятся древние стены дома Петра. Мы всё это рассматриваем своими глазами.

Геннадий рассказывает нам ещё о многих интересных вещах: «Есть довольно много археологии (органические находки) эпохи Иисуса Христа в районе Иерихона и Мёртвого моря, причем намного больше, чем средневековой. Когда находятся дорогие вещи, произведения искусства — это понятно, а у нас есть документы: свидетельства о браке, частная переписка — мы всё это находим, бытовые предметы: посуда, сковородки и т. д., есть целый комплект одежды и обуви людей, которые прятались от римлян. Можем полностью восстановить облик — как они обувались и одевались. Люди брали с собой самое дорогое, прятались от римлян и жили в пещерах как беженцы в изгнании. Они в этой пещере сидели, а сверху их ждали римляне. В крепости Масада найдена одежда. Эта крепость была покинута после боя и до прихода археологов там никого не было. До сих пор мы находим бинты — раненые перебинтовывали друг друга, потом в них хоронили.

Благодаря сухому климату всё очень хорошо сохранилось до наших дней».

С лёгкой руки Геннадия наши девушки примеряют древние платья. Смотрится всё красиво, однако. На красивых девушках, как говорится, и мешок сидит красиво.

Мы заходим в православный храм Двенадцати Апостолов — это конечный пункт нашего хождения по пути Иисуса Христа. Здесь после окончания литургии идёт молебен о здравии, мы ещё успеваем помолиться на молебне, благодарим Господа за всё, прикладываемся к иконам, ставим свечи, в церковной лавке подаём записки, кто-то покупает книги. Потом снова собираемся в автобусе. В Капернауме, как и везде тоже очень много паломников из разных стран. На стоянке среди множества автобусов находим свой, садимся, едем дальше.

В этот день мы успеваем ещё съездить в город Акко — одно из старейших поселений мира, датируемое 1500 г. до Р.Х. Здесь мы посетили подземный город крестоносцев, послушали интересный рассказ Геннадия о них (XI-XII век.) Я впервые в жизни была в таком грандиозном древнем замке-музее с огромными площадями, с залами, коридорами-лабиринтами, комнатами, древним общественным туалетом с очень узким коридором, с древними экспонатами, видеорядами. И всё это находится в полумраке. Ощущение было странное: немного страшновато, немного жутковато, особенно тогда, когда я отстала от группы, заглядевшись на древние вещи. Меня на секунду охватила паника, но вскоре я нашла своих и мы, к счастью, направились к выходу, на волю, к солнцу… Я невольно подумала о том, что не зря во многих книгах и фильмах пишут и говорят о привидениях в таких огромных древних замках. Что-то в этом есть… Возможно это мои личные ощущения.

Перед закатом солнца наша группа добралась до Мухраки. Это место спора Илии Пророка со жрецами Ваала. На склоне Стела Марис заходили в пещеру Илии пророка, которая находится в католическом храме. Здесь есть небольшой музей.

Вечером нас привезли в отель «Виктория» в Иерусалиме. На ресепшене нам сразу раздали распечатки с картой, где красной стрелкой был отмечен отель «Виктория», впоследствии нам не один раз пригодилась эта карта, так как улицы Иерусалима по сравнению с улицами в наших городах, как нам показалось, — это сплошные каменные лабиринты. И ещё мы пожалели о том, что перед поездкой заграницу не выучили хотя бы минимум английских слов, чтобы объясняться с прохожими и продавцами не только на пальцах.

Ужин. Вечернее молитвенное правило. Первая ночь в Иерусалиме, новолуние. А луна в ночном небе, словно лодочка плывёт — для нас это было совсем удивительно, потому что мы привыкли видеть её в вертикальном положении, а здесь она как бы лежит, поэтому смотрится как лодочка. Не верится — мы в святом городе. Четыре дня мы шли из Назарета в Капернаум по пути Иисуса Христа, а завтра пойдём по Его Крестному Пути…

23 ноября. Утром проснулись рано, солнце ещё не взошло. Волнительно. Из окна отеля на противоположном склоне на верху Елеонской горы виден высокий храм — это храм Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме. Его ещё называют «Русская свеча». Ждём рассвета, ловим момент и фотографируем. Получилось чудесно — храм на фоне восходящего солнца — как будто стартует ракета.

После утреннего молитвенного правила и завтрака группа наших паломников прошла по Иерусалиму по историческим Евангельским местам. Посетили церковь Успения с гробницей Богородицы, храм святой Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся мощи преподобномученицы святой великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, храм Всех Наций на Елеонской (Масличной) горе в Гефсиманском саду. Этот храм построен на той скале, где, согласно преданию, Иисус Христос совершил Моление о Чаще в последнюю ночь перед казнью. Поднимались на Елеонскую гору по дороге, по которой Иисус на осле спустился в Иерусалим за неделю до казни. Все тогда встречали Его с пальмовыми ветвями и кричали: «Осанна» (Мф. 21).

Возле потока Кедрон видели гробницу Авессалома, сына царя Давида. Он восстал против отца и бесславно закончил свою жизнь (2 Царств. 18). Недалеко от гробницы находится храм в честь мученика архидиакона Стефана. Он был побит камнями и стал первым мучеником за Христа (Деян. 7).

Мы посетили Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь, прикладывались к месту обретения главы Иоанна Предтечи. С Елеонской горы Христос вознёсся на небо (Лк. 24, 50-53). Также заходили в часовню Вознесения — помолились и приложились к камню, с которого Господь вознёсся на небо. Спустившись с Елеонской горы, посетили Александровское подворье — личные покои семьи Романовых в Иерусалиме. Прошли мимо порога судных врат и через «игольное ушко». Прошли также по Крестному пути, который прошел Спаситель к месту Своей казни. Останавливались в тех местах, где Он падал под тяжестью Креста. В храме Гроба Господня молились у Камня Миропомазания и в святой Кувуклии — месте Гроба Господня, поднимались на Святую Голгофу.

По благословению отца Александра вчетвером успели ещё съездить в Горненский женский монастырь (Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Московский Патриархат. Основан Архимандритом Антонином (Капустиным) в 1871 году). Посетить этот монастырь нам удалось стараниями Татьяны из Ижевска, которая занимается паломническими поездками. В Иерусалиме она не в первый раз, поэтому чувствует себя здесь как рыба в воде. Как только мы переступили порог железных ворот и оказались на территории монастыря, то, не сговариваясь, все вместе разом воскликнули: «Вот здесь мы дома, считай в России. Здесь русский дух!» И это при том, что мы ещё не видели ни храма, ни монахинь, никого вообще. Как мы поняли это — даже сами не знаем. Тайна сия велика есть!

Монастырь основан на месте встречи праведной Елисаветы и Девы Марии. После Благовещения, узнав о том, что родственница Её Елисавета уже на шестом месяце, Мария с поспешностью пошла к ней в нагорную страну, в город Иудин (Лк. 1, 39-56). Если смотреть с площадки возле храма Всем Русским Святым, то на противоположном зелёном склоне слева видна дорога, по которой Матерь Господа пришла к праведной Елисавете, матери Иоанна Крестителя. Мы заходили в храмы, молились перед Казанской чудотворной иконой Божией Матери, прикладывались к многочисленным мощам святых, молились у камня, на котором Иоанн Креститель сказал свою первую проповедь.

Спускались на кладбище, помолились о упокоении усопших. В церковной лавке подали записки. Ходили по территории монастыря, любуясь красотой природы. Испили святой водицы и взяли немного с собой в Россию. Нам очень понравилось в Горненском монастыре — тишина, покой, умиротворение после шумных и многолюдных улиц Иерусалима. В старой исторической части Иерусалима нескончаемым потоком идут паломники - сюда приезжают со всех концов нашей планеты помолиться и поклониться Священным местам, где Господь жил, проповедовал и принёс Себя в жертву ради спасения рода человеческого.

В завершение нашего путешествия мы все причастились Святых Христовых Таин на ночной литургии в храме Воскресения Христова.

С огромной благодарностью организаторам этого пешего хода будем всю оставшуюся жизнь с теплотой вспоминать наше чудесное благодатное путешествие по Святой Земле. Особая благодарность отцу Александру за смелость и решимость взять на себя такую огромную ответственность — сопровождать такую большую группу, за молитвы, за поддержку и за незабываемые проповеди на Святой Земле. Мы благодарны и нашему гиду Геннадию, и охранникам, а также батюшкам, всем братьям и сестрам во Христе — нашим паломникам за совместное шествие и за взаимопомощь. Многая и благая лета им всем. Слава Господу Богу за такую милость, оказанную всем нам! Так и хочется воскликнуть: Святая Земля, Святой город Иерусалим, до новых встреч!

(Р) (К)

Теги: Клуб любителей крестных ходовСвятая земляИерусалимНазаретКапернаумпешкомпеший ходпаломникикрестоходцы

Все новости раздела